Свойства масел
Назначение индустриальных масел - обеспечить снижение трения и
износа деталей металлорежущих станков, прессов, прокатных станов и другого
промышленного оборудования. Одновременно индустриальные масла должны отводить
тепло от узлов трения, защищать детали от коррозии, очищать поверхности трения
от загрязнения, быть уплотняющим средством, не допускать образования пены при
контакте с воздухом, предотвращать образование стойких эмульсий с водой или быть
способными эмульгировать, хорошо фильтроваться через фильтрующие элементы, быть
нетоксичными, не иметь неприятного запаха и т.д. В условиях применения смазочные
масла подвергаются воздействию высоких температур и давлений, контактируют с
различными металлами, воздухом, водой и различными агрессивными средами. Поэтому
в период эксплуатации они окисляются - повышается вязкость, кислотное число,
коррозионная активность, засоряются продуктами износа - усиливается абразивный
износ, ухудшается фильтрование, появляются продукты деструкции - понижается
вязкость, температура вспышки, появляется вода и др.
Ниже приведены основные нормируемые для индустриальных масел
показатели качества.
Плотность непосредственно связана с такими важными свойствами, как
вязкость и сжимаемость. Она существенно влияет на передаваемую гидропередачей
мощность и определяет запас энергии в масле при его циркуляции. Применение масел
высокой плотности позволяет существенно уменьшить размеры гидропередачи при той
же мощности. При повышении давления плотность масел возрастает вследствие их
сжимаемости:
Давление, МПа |
0,1 |
35 |
105 |
140 |
Плотность, кг/м3 |
885 |
895 |
920 |
930 |
Вязкость - одно из важных свойств, имеющих эксплуатационное
значение, общее для большинства масел. При гидродинамических расчетах, связанных
с конструированием узлов трения и подбором для них масла, обычно используют
кинематическую вязкость. Ее обязательно нормируют для всех нефтяных масел.
Длительное время кинематическая вязкость индустриальных масел определялась при
температурах 50 и 100 °С. В настоящее время принятой по классификации ISO
3448-75 является температура 40 °С (вместо 50 °С). При выборе масла следует
учитывать три критических значения вязкости: оптимальное при нормальной рабочей
температуре, минимальное при максимальной рабочей температуре и максимальное при
самой низкой температуре.
Вязкость масла в значительной степени зависит от давления. Это
имеет особое значение при смазывании механизмов, работающих с большими удельными
нагрузками и высоким давлением в узлах трения, что должно учитываться при
конструировании и расчетах механизмов. Требуемый уровень вязкости в рабочих
условиях положительно сказывается на смазывающих свойствах масла: между
поверхностями трения создается прочный смазочный слой. Зависимость вязкости от
давления выражается уравнением:
np=n0*eap
где np и
n0 - динамическая вязкость при давлении р и
атмосферном давлении соответственно, Па-с;
е - основание натурального логарифма; ap
- пьезокоэффициент вязкости, Па-1-с-1 (для нефтяных масел
находится в пределах 0,001-0,004).
При высоком давлении вязкость может возрасти настолько, что масло
потеряет свойства жидкости и превратится в квазипластичное тело. При давлении
более 1015 Па нефтяное масло превращается в твердое тело. При снятии нагрузки
первоначальная вязкость восстанавливается. Вязкость масел при всех температурах
с увеличением давления растет неодинаково и тем значительнее, чем выше давление
и ниже температура.
Индекс вязкости характеризует
вязкостно-температурные свойства масел. Для перевода одних единиц вязкости в
другие, для расчета вязкости смеси смазочных масел и для расчета изменения
вязкости от температуры или определения индекса вязкости масел следует
пользоваться соответствующими формулами, номограммами, таблицами и графиками
(ГОСТ 25371-82 устанавливает два метода расчета индекса вязкости (ИВ) смазочных
масел по кинематической вязкости при 40 и 100 °С, там же приведены формулы и
таблицы для определения ИВ.).
Индекс вязкости 85 и выше указывает на хорошие
вязкостно-температурные свойства. Для гидравлических систем современного
оборудования необходимы масла с индексом вязкости более 100 и загущенные масла с
индексом вязкости 110-200. Этот показатель особенно важен для масел, применяемых
в условиях, когда при изменении рабочих температур недопустимо даже
незначительное изменение вязкости (например, для гидравлических систем,
высокоскоростных механизмов, для гидродинамических направляющих скольжения и
др.). Как правило, индустриальные масла эксплуатируются при сравнительно низких
температурах (50-60 °С), поэтому в соответствии с ГОСТ 4.24-84 нормирование
индекса вязкости не обязательно.
Температура застывания определяется в статических
условиях (в пробирке) и не характеризует надежно подвижность масла при низкой
температуре в условиях эксплуатации. Характеристикой подвижности масел при
низкой температуре служит вязкость при соответствующей температуре, верхний
предел которой зависит от условий эксплуатации и конструкции механизмов.
Применение присадок позволяет снизить температуру застывания масел. Данные по
температуре застывания масел необходимы при проведении нефтескладских операций
(слив, налив, хранение).
Температура вспышки - температура, при которой
пары масла образуют с воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней
пламени. Характеризует огнеопасность масла и указывает на наличие в нем
низкокипящих фракций. Ее определяют в приборах открытого и закрытого типа. В
открытом приборе температура вспышки нефтяных масел на 20-25 °С выше, чем в
закрытом.
Зольность - количество неорганических примесей,
остающихся от сжигания навески масла, выраженное в процентах к массе масла.
Высокая зольность масел без присадок указывает на недостаточную их очистку, т.
е. на наличие в них различных солей и несгораемых механических примесей, и
содержание зольных присадок в легированных маслах. Обычно зольность масел
составляет 0,002- 0.4 % (масс.).
Содержание механических примесей, воды, селективных
растворителей и водорастворимых кислот и щелочей. По этим показателям
контролируют качество масел при их производстве, а также при определении их
срока службы для оценки пригодности его для дальнейшего применения (отсутствие
или определенная норма в маслах загрязнений и веществ, агрессивных по отношению
к металлическим поверхностям).
Цвет - показатель степени очистки и происхождения
нефтяных масел. Некоторые присадки, вводимые в масла, ухудшают их цвет.
Изменение цвета масел в процессе эксплуатации косвенно характеризует степень их
окисления или загрязнения,
Кислотное число также характеризует степень
очистки нефтяных масел (без присадок) и отчасти их стабильность в процессе
эксплуатации и хранения.
В присутствии присадок увеличивается кислотное число и в то же
время повышается стабильность масел при длительной эксплуатации и хранении.
Содержание серы зависит от природы нефти, из
которой выработано масло, а также глубины его очистки. При применении процессов
гидрооблагораживания содержание серы в масле указывает на глубину процесса
гидрирования. В очищенных маслах из сернистых нефтей сера содержится в виде
органических соединений, не вызывающих в обычных условиях коррозии черных и
цветных металлов. Агрессивное действие серы возможно при высоких температурах,
например, при использовании масел в качестве закалочной среды, контактирующей с
раскаленной поверхностью металла. Масла с присадками, в состав которых входит
сера, содержат больше серы, чем базовые масла. Серосодержащие присадки вводят в
масло для улучшения его смазывающих свойств.
Антиокислительная стабильность индустриальных
масел в процессе эксплуатации и хранения - одна из важных характеристик их
эксплуатационных свойств. По антиокислительной или химической стабильности
определяют стойкость масла к окислению кислородом воздуха. Все нефтяные масла,
соприкасаясь с воздухом при высокой температуре, взаимодействуют с кислородом и
окисляются. Недостаточная антиокислительная стабильность масел приводит к
быстрому их окислению, сопровождающемуся образованием растворимых и
нерастворимых продуктов окисления (органических кислот, смол, асфальтенов и
др.). При этом в масле появляются осадки в виде шлама, нарушающие циркуляцию
масла в системе и образующие агрессивные продукты, которые вызывают коррозию
деталей машин. Срок службы масла при окислении значительно сокращается,
повышается его коррозионность, ухудшается способность отделять воду и
растворенный воздух. На окисление масла влияют многие факторы: температура,
ценообразование, содержание воды, органических кислот, металлических продуктов
изнашивания и других загрязнений.
Химически стабильные масла, работоспособные при высокой
температуре, должны создаваться на базе глубокоочищенных базовых масел с
антиокислительными присадками. Современные легированные индустриальные масла для
улучшения антиокислительной стабильности содержат специальные присадки. Особенно
важны антиокислительные свойства для масел, работающих в узлах трения и
механизмах при повышенной температуре и при интенсивной циркуляции и
перемешивании.
Защитные (консервационные) свойства определяют
способность индустриальных масел предотвращать агрессивное действие на детали
машин органических кислот, содержащихся в маслах и образующихся в результате
окисления при наличии влаги, попадающей в масла в процессе эксплуатации
(конденсация из воздуха, охлаждающая вода и др.), а также веществ, агрессивных
по отношению к некоторым металлам. Коррозия черных металлов возникает при
попадании в масло воды, а коррозия цветных металлов и сплавов вызывается
действием органических кислот, образующихся при окислении масла и некоторых
присадок. Вода, а также частицы продуктов коррозии стимулируют коррозионную
агрессивность органических кислот. Кроме того, попадая в зону трения, частички
продуктов коррозии действуют как абразив и повышают интенсивность изнашивания.
Коррозия цветных металлов усиливается с повышением температуры. Защитные
свойства улучшаются при введении в масло маслорастворимых ингибиторов коррозии,
антикоррозионных присадок, которые препятствуют контакту металла с влагой и
органическими кислотами.
Смазывающие свойства характеризуют способность
масел улучшать работоспособность поверхностей трения путем максимального
уменьшения износа и трения. Они оцениваются показателем износа, антифрикционными
и противозадирными свойствами. Смазывающие свойства масел позволяют судить об их
способности предотвращать любой вид удаления материала с контактирующих
поверхностей (умеренный износ, задир, выкрашивание, коррозионно-механический,
абразивный и др.). При работе узлов и механизмов в условиях гидродинамического
режима трения требования по смазывающим свойствам обеспечиваются нефтяными
маслами соответствующей вязкости без присадок. При работе узлов и механизмов в
условиях граничной смазки смазывающие свойства масел не обеспечиваются
естественным составом нефтяных масел. Учитывая, что при работе машин и
механизмов имеет место как граничная (при пуске, остановке), так и
гидродинамическая (в рабочих условиях, например, гидравлической системы) смазка,
к большинству индустриальных масел предъявляют более жесткие требования по
показателю износа, чем к маслам без присадок. Для предотвращения износа и
заедания в масло вводят соответствующие присадки, которые на поверхности трения
при определенных температурах создают защитные пленки.
В некоторых конструкциях лопастных насосов при высоких частотах
вращения, нагрузках и локальных температурах создаются условия, при которых
масляная пленка разрушается с образованием контакта металл - металл; наступает
катастрофический износ.
При использовании гидравлических масел с противоизносными
присадками следует иметь в виду, что некоторые из них например,
диалкилдитиофосфаты цинка, способствуют повышенному коррозионному износу деталей
из медных сплавов. Это необходимо учитывать при подборе масел для насосов и
других механизмов, детали которых выполнены из определенных марок бронзы для
обеспечения минимального трения при запуске. В этом случае следует применять
масла с антиокислительными и антикоррозионными или противоизносными присадками,
нейтральными по отношению к сплавам из меди.
Антифрикционные свойства индустриальных масел не
нормируют, но они косвенно характеризуют смазывающую способность.
Антипенные свойства оценивают способность масел
выделять воздух или другие газы без появления пены. Образование пены приводит к
потерям масла, увеличению его сжимаемости, ухудшению смазывающей и охлаждающей
способностей, вызывает более интенсивное окисление масла. Способность
противостоять вспениванию особенно важна для масел, используемых в
гидравлических системах и для смазывания высокоскоростных механизмов, так как
при их контакте с атмосферой при обычной температуре содержание растворенного
воздуха достигает 8 - 9 % (об.). Большинство современных легированных масел
содержат антипенные присадки, которые способствуют разрушению пузырьков пены на
поверхности и предотвращают пенообразование.
Деэмульгирующие свойства свидетельствуют о
способности масла обеспечивать быстрый отстой воды. Масла с плохими
деэмульгирующими свойствами при обводнении образуют стойкие водомасляные
эмульсии. При этом уменьшается вязкость масла, ухудшаются условия трения,
металлические поверхности подвергаются коррозии, повышается температура
застывания и т. д. Эти свойства нефтяных масел улучшаются введением в них
деэмульгаторов.
Содержание активных элементов. Определяя
содержание цинка, фосфора, серы, хлора и других активных элементов, контролируют
количество вводимых в легированные масла присадок при производстве.
Для индустриальных масел специального назначения дополнительно
нормируют такие показатели качества, как липкость, смываемость, эмульгируемость,
стабильность вязкости загущенных масел. степень чистоты и др. В связи с
ужесточением требований к эксплуатационным свойствам индустриальных масел
нормируемые показатели их качества будут, очевидно, дополняться новыми.
|