Добываемая в
настоящее время на многих месторождениях России и Казахстана нефть отличается
сложными физико-химическими и реологическими свойствами. Примерно 10-20% из них
отличаются большим содержанием смолисто-асфальтеновых соединений и повышенным
содержанием высокоплавких парафинов. При низкой температуре происходит
кристаллизация парафина в нефти, а присутствие свободного парафина делает
невозможным транспортировку нефти без использования депрессорных присадок.
Содержание
высокопарафинистых нефтей в Российском балансе нефтедобычи постоянно
увеличивается. Это затрудняет их транспортировку по трубопроводам и в
железнодорожных цистернах.
Для борьбы с
каждой из этих трудностей имеются различные средства. Кристаллизацию парафина
можно во всех случаях предотвращать нагреванием нефти до 50-60°С, однако нагрев
может оказаться экономически нерентабельным, а в определенных обстоятельствах и
неосуществимым. Можно смешивать сырую высокопарафинистую нефть с
низкопарафинистой или с другими растворителями, но часто нужных количеств таких
продуктов в наличии не оказывается.
Так как
нагрев дорог, а порой и невозможен – необходимо применение различных присадок.
Одна из таких присадок — депрессорная присадка «ДМН-2005» — модифицирует
строение кристаллов парафина. Она улучшает текучесть сырой нефти, так что ее
можно транспортировать по нефтепроводам без риска застывания. А так как в
присадке содержаться поверхносто-активные вещества (ПАВ), то она обладает моющим
эффектом.
Действие
присадки «ДМН-2005» состоит в том, что она препятствует нормальному росту
кристаллов парафина, также улучшает реологические свойства нефти. На практике
это означает существенное снижение затрат на перекачку за счет повышения
температуры застывания нефти после введения присадки. Об эффективности присадок
в борьбе с изложенными выше трудностями обычно судят по уровню точки потери
текучести.
В последние
годы присадка «ДМН-2005» нашла широкое применение решении проблем при добыче и
транспортировке сырой высокопарафинистой нефти на месторождениях
Северо-Губкинского, Кумкольского и других бассейнов.
Применение
присадок к мазутам.
Разработанная нами присадка «ДМН-2005» обладает высокой депрессорной активностью
и не уступает зарубежным присадкам аналогичного назначения, а в ряде случаев и
превосходит их. Присадка предназначена для улучшения низкотемпературных
характеристик топочных мазутов. Рекомендуемая концентрация присадки 0,01-0,05 %
(100- 500 г. на тонну мазута).
Предлагаемая
присадка была испытана на мазутах различных марок. Так использование упомянутой
присадки позволяет понижать температуру застывания топочного мазута марки М100,
а в ряде случаев перевести его в более низкозастывающий мазут марки М40.
Применение депрессорной присадки при производстве топлива экспортного Э-4 и
флотского Ф-5 позволяет высвобождать до 10-30% дизельных фракций и обеспечить
стабильность температуры застывания мазутов при их длительном хранении.
Эффективность применения депрессорной присадки при производстве котельных топлив
иллюстрируется следующими примерами:
Присадку
вводили:
- в топливо 1 - мазут М100 с целью перевода его в мазут марки М40;
- в топливо 2 - смесь мазута М100 (90%) и дизельного топлива (10%) с целью получения топлива Э-4;
- в топливо 3 - основа флотского мазута: смесь мазута п/г (80%) и дизельного топлива марки "Л" (20%);
- в топливо 4 - прямогонный мазут из высокопарафинистых нефтей с целью улучшения текучести.
Результаты испытаний
Образец |
Температура застывания топлива, °Спри концентрации присадки, % масс. |
|
без присадки |
0,01 |
0,025 |
0,05 |
Топливо 1 |
+27 |
+12 |
+8 |
+5 |
Топливо 2 |
+18 |
- |
-2 |
-5 |
Топливо 3 |
+2 |
-16 |
-20 |
- |
Топливо 4 |
+36 |
- |
- |
+18 |
Эффективность действия присадки при применении
При введении
присадки в топочный мазут снижается температура застывания мазута. Депрессорная
присадка может вводиться в мазут в виде рабочего раствора с подогревом до 50 –
60 °С. В качестве растворителя может быть использовано дизельное топливо или
другие растворители, содержащие ароматические углеводороды. Концентрация
вводимой присадки и эффективность её действия зависят от температуры ввода
присадки, от состава и количества парафиновых углеводородов, содержания
асфальтенов и смол, а также их соотношения.
Технические характеристики
Внешний вид |
Мазеобразное вещество от светло-серого до светло-коричневого цвета |
Плотность при 20°С, г/см3 |
0,880-0,900 |
Кинематическая вязкость, сСт, при 50°С не более |
750 |
Температура самовоспламенения, °С |
300 |
Температура застывания, °С, не выше |
40 |
Растворимость: - В воде - В нефти и нефтепродуктах |
не растворима растворима полностью
|
Депрессия температуры застывания, °С, при вводе в мазут 0,05% масс. присадки |
10-20 |
Таким
образом, присадка «ДМН-2005», улучшающая текучесть, представляет собой
испытанный и эффективный метод модификации характеристик сырой нефти и мазута
с повышенным содержанием парафина, облегчая их производство и транспортировку в
условиях, в которых низкая температура может привести к кристаллизации парафина.
Для оценки
эффективности присадки к сырой нефти в различных условиях нами разработана и
широко применяется лабораторная методика.
Опыт
эксплуатации подтверждает, что во многих условиях присадка является наиболее
экономичным средством модификации сырой высокопарафинистой нефти для
обеспечения безопасной и эффективной транспортировки и для понижения точки
потери текучести мазутных топлив, получаемых из исходного сырья с повышенным
содержанием парафина.
|